Главная » Статьи » Родителям |
Воспитание самостоятельности у детей 3-4 лет
Детская самостоятельность в последнее время стала объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связывают с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе. Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше – и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни, поэтому необходимо воспитывать и развивать это качество с раннего возраста. К сожалению, вместо развития самостоятельности у детей с самого раннего возраста родители на корню пресекают даже малейшие проявления инициативы со стороны крохи. Первые «Я сам!» нередко воспринимаются родителями в штыки, так как они прекрасно знают, что сам он будет делать это очень долго, и, как правило, плохо. А тем временем поддержка инициативы и самостоятельности детей – это первое, что должны делать любящие мама и папа. Чаще всего дети не любят, когда им предлагают помощь и отказываются от неё. По своей природе дети очень активны. Очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. У ребёнка к трём годам возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Ребенок не может делать все так быстро и качественно, как нам бы хотелось. В повторяющихся изо дня в день ситуациях быть терпеливым очень сложно: взрослому гораздо легче сделать что-то самому, чем выдержать неумение и медлительность ребенка. Однако заботясь о собственном комфорте или о том, чтобы сэкономить свое время и сохранить в доме порядок, мы рискуем отнять у ребенка возможность самостоятельного обучения. Прежде всего, в семье следует создать необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку для хранения предметов туалета (носовых платков, носков и т. д., постоянное и удобное место для полотенца. Без создания этих условий ребёнку трудно быть самостоятельным. Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако он стремиться сделать это самостоятельно - встаёт на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льётся в рукава рубашки, на пол. В результате - бесполезно затраченные силы ребёнка и недовольство взрослых. Поэтому в квартире всё должно быть приспособлено для удобства детей. Как помочь ребёнку овладеть каким –либо новыми действиями . «Научи». Ребёнку надо сначала показать, как выполняется то или иное действие, последовательность его выполнения. «Вместе». Чтобы ребёнок смог самостоятельно выполнить новые для себя действия, необходимо, чтобы он сначала научился их выполнять под руководством и при помощи взрослого (указания, поправки, одобрение). И здесь крайне важно поощрять ребёнка, если он делает правильно. Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Положительная оценка укрепляет у детей интерес, стремление улучшить свой результат, даёт им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться. За что ребёнка можно похвалить в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребёнка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями. Чем больше ребенок умеет, тем увереннее он себя чувствует. Труд должен приносить ребёнку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Опыт придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес. При воспитании самостоятельности у детей младшего школьного возраста и дошкольников ни в коем случае нельзя доделывать и переделывать то, что делает ваш ребенок, в его присутствии. Это означает поставить жирный крест на всех ваших предыдущих попытках развить самостоятельность ребенка. Таким образом, мы заявляем, что ребенок делает все плохо, не так, как нужно. Также во время воспитания самостоятельности у детей раннего возраста не нужно скупиться на похвалу. Попробуйте хвалить ребенка каждый день не менее 8 раз и посмотрите, как это отразится на его самостоятельности, да и на ваших отношениях вообще. Исходя из разных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации родителям. Ранний возраст
Дошкольный возраст
Прислушайтесь, пожалуйста, к советам психологов: «Подавлять порывы самостоятельности детей ни в коем случае нельзя». Итак, мы пришли к выводу, что самостоятельность является тем качеством, которое следует воспитывать в детях дошкольного возраста.
| |
Просмотров: 301 | |
Всего комментариев: 0 | |