Главная » Статьи » Для Вас родители! |
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора
К детскому фольклору относят как творчество самих детей, так и произведения, которые пишутся для детей взрослыми. Такое разделение происходит из-за того, что игровые и ритмико-интонационные навыки детей зависят от возраста. В раннем возрасте (с первых дней рождения и до 3 — 3,5 лет) эмоциональное, моторное и умственное развитие ребёнка зависит целиком от взрослых. Взрослые читают для детей раннего и младшего дошкольного возраста колыбельные песни и разные потешки. Попевки, приговорки, потешки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии речи младшего дошкольника. Их звучность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, младший дошкольник не только овладеет речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе из детей кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: “Не плачь, не плачь, куплю калач”. Практика показывает: для развития речи детей младшего дошкольного возраста особое значение приобретают игры с использованием фольклора. Мы стараемся вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве “Моя доченька” малыши слышат уже знакомые им “Баю-баюшки-баю”, “Катя, Катя маленька. ”и т. п. Малыши осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность. Во время игры с куклами они с удовольствием вспоминают содержание колыбельных песенок. Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Например, на занятиях по конструированию малыши строят домики-теремки. Затем по предложению каждый выбирает понравившийся ему домик и при обыгрывании постройки отвечает на вопросы: “Кто постучался в твой теремок? Как он просился жить в домике? Разговор персонажей хорошо знакомого произведения дети вполне самостоятельно переносят на действия с другими игрушками-куклами, матрешками и т.д. При этом интонацией они пытаются передать характер того или иного персонажа. В соответствии со своим представлением придумывают ему определенные движения, например, матрешка в теремке плясала, а кукла варила обед. Практикуем и упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества, например про сороку. На роль сороки выбирается самый активный ребенок. Читая потешку, предлагаем детям отобразить ее содержание в действиях. В результате потешка превращается в игру и очень увлекает малышей. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно, эмоционально. В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. На первых порах они просто выполняют указания своих товарищей по игре, но с каждым разом чувствуют все большую уверенность в своих силах, проявляют речевую активность. Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям. Таким образом, целенаправленное и систематическое использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной речевой деятельности. | |
Просмотров: 938 | |
Всего комментариев: 0 | |