Главная » Статьи » Для Вас родители!

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

В послании президента России В.В. Путина от 12.12.2012 г. Звучит следующее: «В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя безусловно, это очень важно, а прежде всего служить обществу и стране» [3. С. 2-4].

Начинать формировать гражданственность (понимая её как одну из важнейших социальных компетенций) нужно как можно раньше, с самого раннего возраста. Гражданственность очень тесно связана с другой не мало важной социальной компетенцией – «патриотизм», воспитание (формирование) которого тоже является одной из важнейших задач дошкольной образовательной организации. Ведь именно в этот период происходит формирование духовно-нравственных основ личности ребенка, чувств, эмоций, мышления; происходит постепенная социальная адаптация в социальном пространстве, в обществе; начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

В этом возрасте образы, используемые педагогами для социального воздействия в рамках воспитания, оставляют очень яркий и сильный след в сознании ребенка, поэтому они остаются в его памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Причем существует ошибочное мнение, что начинать воспитывать патриотизм нужно со старшего дошкольного возраста. Конечно, в процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей детей, но ведь чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что взывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Задачами патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации могут быть:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, родному городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к народным традициям и промыслам;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям и др.

Данные задачи должны находить отражение во всех видах детской деятельности, так как на ряду с патриотическими чувствами должны формироваться социальные взаимоотношения детей со взрослыми, со сверстниками.

В первые три года жизни ребенка главной фигурой является взрослый (родитель), потому что малыш во многом зависит от него. Ребенку необходимо знать, что взрослый готов помочь, поддержать его самостоятельные начинания. В этом возрасте самое важное – создать условия психологической защищенности. И, возможно, хорошим материалом данного условия будет фольклор.

Незамысловатые потешки, колыбельные помогают пробудить теплые доверительные отношения со взрослыми. В этом возрасте фольклор не только развивает ребенка, но и является эмоциональной почвой для воспитания патриота своей страны. Любовь к Родине у ребенка начинается с любви к своим родным – отцу, матери, бабушке, дедушке, братьям и сестрам. С их внимания, заботы, душевного тепла.

В трех-четырехлетнем возрасте, учитывая, что познавательная деятельность малыша сосредоточена на реальном предметном мире, а эмоции сильны, но поверхностны, мы можем формировать предпосылки морального развития, используя не только потешки, но и народные игры. Дети узнают, что у взрослых есть своя работа и свои правила, которым они должны следовать. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте мы закладываем основу эмоционально-положительного отношения к правилам, к окружающему миру, в котором живет ребенок.

Четырехлетние дети отличаются во многом от двух-трехлетних малышей: они любознательны и делают первые самостоятельные выводы, они учатся сопереживать, общаться и выражать свои мысли. Вот почему о Родине, семье, городе должен рассказывать тот, кто сам искренне любит всё это и искренне желает поделиться своими знаниями с детьми.

В среднем дошкольном возрасте особую роль играют сказки. Вхождение в волшебный, сказочный мир, сопереживание героям рождает в ребенке желание переделать зло в добро, сделать героя счастливым, победителем, и представить себя на его месте. А театрализация позволяет ребенку самому примерить на себя роли сказочных героев.

В старшем дошкольном возрасте ребенок остро чувствует неискренность и перестает доверять человеку, который однажды проявил её. Он умеет слушать и запоминать, преодолевать трудности и радоваться познанию. Дети усваивают нравственные ценности через ознакомление с историей России, народными праздниками, природой России. У детей этого возраста формируется эмоционально-положительное отношение к государству и к государственной символике: гербу, флагу, гимну. Закладываются основы позитивной личности с активной гражданской позицией, с желанием высказывать и отстаивать свою точку зрения.

И родной дом, двор ребенка, где он не раз гулял, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Воспитание патриотизма означает воспитание любви к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился. Исторически доказано: человек, знающий родную историю, культуру родного города, проявляет преданность, любовь, уважительное отношение к своей стране, своей Родине.

Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве, в фольклорных и классических произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.

Уважение к способам трудовой деятельности и творческим ремеслам предков, гордость за людей, трудами и талантами которых славится Россия – необходимое условие для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Особая роль в воспитании патриотизма отводится природе, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Маленький человечек чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, защитить, сохранить.

В заключении можно подчеркнуть, что в период дошкольного детства закладываются важнейшие для гражданского самосознания показатели. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма. Таким образом, роль дошкольных образовательных организаций в становлении гражданского общества очень велика. Патриотическое воспитание, как основа воспитания чувства гражданственности у детей дошкольного возраста должно являться одной из основных задач дошкольной образовательной организации.

Категория: Для Вас родители! | Добавил: юпитер2 (28.04.2018)
Просмотров: 682 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]