Главная » Статьи » Для Вас родители!

Особенности адаптации детей 1,5 – 3 лет к ДОУ

Особенности адаптации детей 1,5 – 3 лет к ДОУ

 

Ваш малыш подрос. Он узнает родителей, улыбается, сидит, берет игрушки, лепечет, начинает говорить, рассуждать, общаться. Какое счастье! Сам начинает кушать, улыбается, научился пользоваться ложкой!

   Пришла пора идти в детский сад. Ребенок должен знать, что на свете есть и другие дети. Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли хорошо ребенку в детском саду, не начнет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании с родителями. Иными словами, насколько успешно ребенок сможет адаптироваться, т.е. приспособиться к среде детского сада, к его условиям. Эти опасения не случайны.

   Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду. Процесс адаптации может привести к позитивным и негативным результатам. Два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт и адекватность поведения.

  Различают четыре степени тяжести адаптации:

  1. Лёгкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.
  2. Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
  3. Тяжёлая адаптация: характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.
  4. Сверхтяжёлая адаптация: около полугода и более. Здесь встаёт вопрос: стоит ли ребёнку оставаться в детском саду или он «несадовский» ребёнок.

    Адаптационный период у детей может сопровождаться разными негативными сдвигами.

В физиологическом и психологическом плане:

- повышение температуры и давления;

- уменьшение веса, временная остановка роста;

- снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний;

- увеличение нервозности;

- ухудшение сна;

- падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса;

- временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст.

В поведенческом плане:

- упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).

   Трудности в адаптации испытывают чрезмерно опекаемые в семье дети, дети, у которых не привиты элементарные навыки самообслуживания, самостоятельности. Родители, несмотря на стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему - так быстрее, меньше хлопот. И ребенок чувствует себя в детском саду беспомощным и неприспособленным к новым условиям. Дети, привыкшие к общению только с родителями и лишенные возможности общаться со сверстниками, также испытывают трудности, потому что навык общения не сформирован (ребенок должен видеть, что существуют такие же, как он, дети со своими потребностями, желаниями). Наличие у ребенка стереотипов, которые формируются в семье и накладывают отпечаток на его поведение, и затрудняют процесс адаптации.

   То, что ребенок первые дни ходил в садик в нормальном настроении (даже с удовольствием), а по прошествии какого-то времени начались проблемы и истерики, легко объяснить. Первые дни ребенка могут прельщать в саду новые игрушки, новые впечатления... через 2-3 дня игрушки уже совсем не новые, к тому же их еще у тебя могут отбирать другие ребятавоспитательница, какая бы она замечательная не была, это не любимая мама; кроме того, у малыша могли возникнуть какие-то конфликты с другими детьми. Помимо всего прочего, от избытка новых впечатлений ребенок мог просто устать...

   Родителям важно правильно себя вести, чтобы помочь малышу пережить этот закономерный этап адаптации к ДОУ.

   Во-первых, следует создать щадящий режим: укладывать пораньше, подольше находиться с ним в момент засыпания, не кормить насильно, предлагать любимую пищу (можно даже и протертую). Дети в этот период теряют много энергии, нервное напряжение сказывается во всем: кто только начал говорить, может перейти опять на лепет; кто недавно пошел, может вернуться к ползанию; на ночь иногда ребенок требует, как раньше, бутылочку с кефиром. Надо дарить ребенку мелкие подарки, чаще целовать, обнимать, прижимать (тактильные ощущения такого толка успокаивают его). Постепенно домашний режим подстраивайте под режим детского сада (даже в выходные дни). Вечерние часы на насыщайте шумными играми, длительным просмотром телепередач, чтением незаконченных сказок.

   Во-вторых, о детском садике нужно говорить ребенку только хорошее. Когда забираете вечером дочку, обязательно расспросите, что интересного за день в садике произошло. При этом нелишним будет подчеркнуть, что дома Вы с ней не смогли бы специально заниматься и играть, как воспитательница в группе. Дети особенно восприимчивы к словам взрослых, которые не адресованы непосредственно им. Поэтому будет особенно эффективно, если в разговоре с мужем или с подругой по телефону Вы как бы "случайно" будете упоминать о детишках Ваших знакомых, которые ходят в д/с и рассказывать, как им там нравиться, как там интересно и сколько всего замечательного с ними в саду происходит.

    В-третьих, перед вечерним туалетом вместе подготовьтесь к детскому саду: какую игрушку возьмете "в гости", что наденете (одежду повесить на стульчик), выполнено ли поручение воспитателя (подточить карандаши или подготовить набор цветной бумаги).

 

  Четвёртое: при утренних или вечерних истериках не акцентируйте все внимание на уговорах, напоминайте о самых ярких впечатлениях детского сада и спокойно объясните, что Вам нужно работать и что Вы обязательно вечером ее заберете. При встрече спокойно разговаривайте с дочерью, поблагодарите воспитателя за интересно проведенное время и рассказывайте дома о дошкольном учреждении, воспитателях, детях только хорошее.

Если ребенок переживает из-за того, что мама может не забрать его из садика, может помочь следующий прием: при расставании положите дочери в кармашек какой-нибудь ненужный ключик, предварительно сказав, что это ключ от квартиры и Вы боитесь его потерять. Не забудьте обязательно упомянуть, что без этого ключика Вам домой никак не попасть, а поэтому она должна за ним внимательно присматривать.

Родителям очень важно самим оставаться спокойными и уверенными в том, что ребенок благополучно пройдет адаптацию к дошкольному учреждению и что с ним ничего страшного не происходит.

Категория: Для Вас родители! | Добавил: юпитер2 (31.07.2018)
Просмотров: 530 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]