Главная » Статьи » Для Вас родители!

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

Подготовили воспитатели средней группы:

Лебедикова Е.А.

Федорова Н.В.

29.12.2017г.

Цель: Ознакомить родителей с мнемотехникой для развития связной речи у детей.
Предварительная работа:
1) Формирование содержания консультации-практикума
2) Оформление:
• мультимедийного сопровождения
• памятки для родителей
• приглашений на консультацию-практикум
Оборудование:
• набор картинок для слайдов,
• образцы схем для наглядного моделирования,
• фломастеры,
• листы бумаги,
• мольберт.

Что же такое мнемотехника?

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Основные задачи мнемотехники:
1. Совершенствование лексико-¬грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.
3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
4. Развитие творческих способностей, фантазий.
5. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.
Что же содержат в себе мнемотаблицы?
Графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей, явлений природы, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой родитель в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать ребёнка.
Мнемотаблицы служат в работе логопеда дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:
обогащения словарного запаса;
при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
при отгадывании и загадывании загадок;
при обучении составлению рассказов.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Ну, а теперь предлагаю вам поиграть в игру «Не зевай, нужную картинку поднимай».
Для лучшего запоминая стихов или чистоговорок, на определенные звуки, можно поиграть в такую игру.
Чтение стихотворения «Федорино горе». Вспомните, какая посуда сбежала от Федоры и чего теперь у нее нет? Взрослым раздаются картинки с изображением посуды. При повторном чтении стиха, «подсказывает» слово тот родитель, у которого окажется соответствующая картинка.
Федорино горе
Вся посуда разбежалась!
У Федоры не осталось
Ни бидона, ни бутылок,
Ни беззубых, грязных … (вилок).
Нет покинутых сироток –
Черных, гнутых …. (сковородок)
Нет запачканных грязнуль –
Битых, ломанных … (кастрюль).
Не видали близко люди
И осколков грязных … (блюдец).
Убежавших от букашек
Много дней немытых … (чашек).
Скрывшихся от тараканов
Мутных, треснувших … (стаканов).
Как Федора не смотрела,
Не нашла нигде . .. (тарелок).
Скрылся от Федоры ножик, нет больших столовых … (ложек).
Ведра, где теперь бредете?
У Федоры нету … (ведер).

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки.
Таким образом, с помощью методического материала и настроя на позитивный результат, дети получают огромное удовольствие, развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.
Знание стихотворений обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Категория: Для Вас родители! | Добавил: юпитер2 (29.12.2017)
Просмотров: 39 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]