Главная » Статьи » Для Вас родители! |
Игры и упражнения, направленные на развитие компонентов речевой системы
1. Игры для развития мелкой моторики. Для развития мелкой моторики пальцев рук, можно использовать не только пальчиковые игры, но и веревочки, бусины, горох, крупы, счетные палочки, массажные мячи, сухой бассейн с различным наполнением, карандаши, бельевые прищепки, и многое другое.
Цель: - развитие мелкой моторики; - развитие связной речи; - развитие внимания Ход игры: катаем массажный мяч между ладонями, приговаривая: У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник.
Цель: - развитие координации движений; - развитие мелкой моторики - развитие внимания Ход игры: ребенок пересыпает ложкой манную крупу (или другую крупу) из одной чашки в другую.
Цель: развитие мелкой моторики - развитие графо-моторных движений; - развитие внимания; - развитие памяти. Ход игры: на поднос тонким слоем насыпают манку. Ребенок пальцем или палочкой рисует предметы на заданный звук, буквы, цифры, слоги, слова.
Цель: - развитие мелкой моторики; - развитие внимания; - развитие ориентировки в пространстве. Ход игры: смешать в миске белую и красную фасоль. Попросить ребенка разобрать ее по цвету. 2. Игры для развития речевого дыхания Цель: - развитие речевого дыхания; - Развитие целенаправленной воздушной струи; - Выработка силы выдоха.
Скатать ватный шарик (можно использовать шарк для игры в настольный теннис). Поставить на противоположных сторонах стола по два кубика (ворота).дети, дуя на шарик, должны загнать его в ворота.
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Вспомнить с детьми, что такое снегопад. Предложить детям сдувать «снежинки» с ладони. 3. Игры для автоматизации звука (изолированного, в слогах, в словах, тексте)
Цель: - автоматизация звука; - Формирование навыка самоконтроля; - Развитие психических процессов (памяти, восприятия, внимания); - Развитие зрительно-моторной координации; - Формирование направленной воздушной струи. Ход игры: настольная игра выполнена в виде дорожек, лабиринтов различной длины, формы. Ребенок, произносит автоматизируемый звук, одновременно ведя пальцем, либо прокатывая маленький мячик по дорожке. Можно прокатить мячик по дорожке при помощи направленной воздушной струи. Игра может быть использована на занятиях по обучению грамоте.
Цель: - автоматизация звука в прямых и обратных слогах; - Соотнесение звука с буквой; - Развитие внимания, памяти, мышления; - Знакомство с понятием «слог»; - Развитие слогового чтения. Ход игры: игровое поле с цветами, в центре которых написаны гласные. Фишки-бабочки, на брюшках которых написаны согласные. Бабочка порхает в воздухе—ребенок произносит изолированный звук. Бабочка садится на цветок, педагог произносит прямой слог (СА, ребенок отраженно повторяет. Бабочка улетает с цветка, педагог произносит обратный слог (АС, ребенок отраженно повторяет. Игра может использоваться на занятиях по обучению грамоте.
Цель: упражнять в подборе слов с определенным звуком. Игровой материал: нарисованный домик с четырьмя или более окошками. Под окошками кармашки, куда вставляются картинки. В чердачном окошке—буква. Ход игры: ребенку дается набор картинок. Он должен отобрать и «поселить» в домик только те картинки, в названии которых есть заданный звук. Задание можно усложнить: заданный звук находится либо в начале слова, либо в середине слова, либо в конце слова.
Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в слове (в начале, середине или конце). Игровой материал: карточки-домики со схемами расположения звука в словах (одно клетка закрашена в начале, конце или середине схемы, предметные картинки. Ход игры: ребенок получает предметные картинки, расставляет их в «домики», в зависимости от местоположения заданного звука. 4. Игры для развития лексико-грамматического строя речи.
Цель: расширение словарного запаса; - Употребление существительных в единственном и множественном числе; - Склонение существительных по падежам; - Развитие связной речи; - Развитие внимания; - Развитие зрительной памяти. Ход игры: детям раздаются карточки с изображением детенышей животных. Педагог показывает карточку с изображением взрослого животного. Ребенок должен сказать, как называется папа, мама, детеныш (в единственном и множественном числе) семейства, чем питаются, где живут. Получается рассказ о животном.
Цель: образование притяжательных прилагательных на –ий, -ья, -ье,-ьи. Ход игры: детям раздаются карточки с изображением странных зверей. Сначала, по наводящим вопросам педагога, ребенок должен ответить чья голова, туловище, уши, хвост, лапы (ноги) у этого животного. Далее ребенок самостоятельно должен описать странное животное.
Цель: развитие пространственных ориентировок; - Умение ориентироваться на листе бумаги; - Закрепление понятий вверху, внизу, справа, слева, в центре. Ход игры: игровое поле разделено на 9 квадратов. По указанию педагога ребенок передвигает фишку-пчелку. Например: поставь пчелку в левый верхний квадрат, найди самый короткий путь до правого нижнего квадрата и т. д.
| |
Просмотров: 526 | |
Всего комментариев: 0 | |